С 14 по 19 марта 2022 года в учреждении образования прошла Неделя русского языка и литературы. При проведении Недели педагоги учитывали возрастные особенности учащихся, их интересы и пожелания, индивидуальные склонности и способности, использовали разные формы и методы внеурочной деятельности, удачно сочетали коллективные и индивидуальные формы работы с опорой на дифференциацию. Для активизации мыслительной деятельности на мероприятиях использовались игры, конкурсы с применением информационных технологий, материалов Интернет-ресурсов.
Основная цель предметной Недели – повышение интереса к учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература», формирование познавательной активности, расширение кругозора знаний, развитие творческих возможностей детей, привитие интереса к предметам «Русский язык» и «Русская литература». Предметная Неделя русского языка и литературы была призвана решить следующие задачи:
1.Создание условий, максимально благоприятствующих получению качественного образования каждым учащимся в зависимости от его индивидуальных способностей, наклонностей, культурно-образовательных потребностей.
2. Повышение интереса учащихся к учебной деятельности, к познанию действительности и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации.
3. Оценка влияния предметной недели на развитие интереса учеников к изучаемым предметам.
4. Помощь учащимся в раскрытии своего творческого потенциала.
5. Создание творческой атмосферы.
Применяемые технологии: интерактивные технологии, технологии ИКТ, элементы проектных технологий (групповая, командная работа; учебные игры, олимпиада, творческие конкурсы).
План Недели составлялся с учетом коммуникативных потребностей учащихся разных возрастных групп, содержание отвечало таким требованиям, как коммуникативно-побудительная направленность, информативность, образовательная ценность и доступность. Все мероприятия Недели были призваны стимулировать творческую активность учащихся. В Неделе приняли участие учащиеся V-XI классов (план прилагается). Для учащихся V – VI классов был организован конкурс рисунков «По страницам прочитанных произведений». Конкурс литературных календарей и лингвистических бюллетеней был организован для учащихся VIII – XI классов.
Учебная игра-путешествие по русской литературе «В гостях у любимых литературных героев» для учащихся V класса (учитель Аникеева Н.Л.) направлена на создание положительной мотивации к изучению русской литературы, формирование познавательной активности, расширение кругозора знаний, развитие творческих возможностей детей. Игра «Из истории языка» для учащихся VII классов (учитель Аникеева Н.Л.) способствовала привитию учащимся интереса к изучению русского языка, формированию желания самостоятельно заниматься языком; углублению знаний учащихся о богатстве, выразительности, образности русского языка; развитию интереса к истории русского языка; воспитанию чувства патриотизма, бережного отношения к слову. В игре принимали участие две команды учащихся «Умники и умницы» (I место) и «Веселые и любознательные» (II место). Игра «Путешествие в страну Филологию» для VIII – IX классов (учитель Аникеева Н.Л.) способствовала формированию умения творческого применения знаний, представления учащихся о богатстве и выразительности русского языка; формированию умения грамотно пользоваться ресурсами русского языка в своей речевой практике; творчески применять знания, развивать речь учащихся, формировать и совершенствовать активный запас слов, развивать сообразительность, чувство слова. В игре принимали участие две сборные команды учащихся VIII – IX классов «Позитив» (I место) и «Грамотеи» (II место). С целью формирования познавательного интереса учащихся к изучению русского языка; развития коммуникативной и кооперативной компетенции, культуры общения; воспитания интереса к русскому языку для учащихся IX – XI классов проведен интеллектуальный ринг «Лексика делового человека» (учитель Аникеева Н.Л.).
Учащиеся V-VI классов приняли участие в игре-викторине «Волшебные книги детства» (Малевич Е.Ю.). Мероприятие проводилось с целью формирования у обучающихся познавательного интереса к народному творчеству, литературе, расширения их читательского кругозора, развития логического мышления, умения сопоставлять, обобщать, анализировать. Задания имели занимательный, познавательный характер, что способствовало поддержанию устойчивого интереса учащихся к литературе. По результатам всех конкурсов игры-викторины I место среди пятиклассников заняла Гуторова Мария, среди шестиклассников победу одержал Зазыбо Назар.
Учащиеся VIII класса приняли участие в литературно-кинематографическом часе «Судьба человека. Листая страницы…» (Малевич Е.Ю.). Цель мероприятия – воспитывать у учащихся уважение к подвигу солдата Великой Отечественной войны, к героическому прошлому страны, любовь к Родине и родному краю. Данное мероприятие стало своего рода продолжением системы уроков по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека».
С целью популяризации искусства художественного чтения, воспитания стойкого интереса к нему, формирования навыков выразительного чтения, артистических умений, развития творческих способностей конкурсантов, патриотического воспитания проведён конкурс чтецов «Земля родная – продолженье сердца». В конкурсе приняли участие 25 учащихся V-XI классов. Ведущими конкурса стали учащиеся VI «Б» класса Зазыбо Назар и Зазыбо Полина, учащиеся VII «Б» класса Евсеенко Станислав и Парфененко Варвара. Учащиеся Шабанова Елена, Гуторова Мария, Шусева Ксения, Солодкова Алина, Чмеркова Анна, Равкович Евгений, Сикорская Доминика, Козлова Карина, Тамашова Виолетта, Гурский Кирилл, Чмеркова Диана, Лапочкина Ксения, Деменкова Дарина награждены грамотами за I-III место. Все остальные участники отмечены грамотами за участие в конкурсе.
В ходе Недели была организована выставка-презентация «Календарь юбилейных дат», посвященная поэтам, писателям, драматургам-юбилярам.
Педагогами русского языка и литературы использованы интересные формы организации и проведения мероприятий. Активное участие в мероприятиях приняли все классы. План Недели русского языка и литературы был выполнен, все мероприятия прошли на высоком методическом уровне и помогли учащимся проявить и развить общеязыковые, интеллектуальные и познавательные способности, расширить эрудицию и общеобразовательный кругозор; была реализована одна из задач внеклассной работы по предмету – развитие любознательности, творческих способностей, привитие интереса к русскому языку и литературе.