Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Витебского облисполкома
Отдел образования, спорта и туризма Дубровенского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 2 г. Дубровно»
СОГЛАСОВАНО |
<font color="#000000" face="tahoma, geneva, sans-serif">УТВЕРЖДАЮ</font> |
Инновационный проект
«Внедрение модели сетевого взаимодействия учреждения образования при организации профориентации учащихся на рабочие специальности»
Сроки реализации: 2014 – 2017 гг.
Руководитель проекта |
Консультант |
2014 год
Я Б В ПРОФЕССИЮ ПОШЁЛ…
Выбор профессии, кажущийся подчас лёгким и кратковременным, на самом деле осуществляется по формуле «мгновение плюс вся последующая жизнь»
Е.А.Климов
Актуальность проекта определяется противоречием между потребностями социума в высококвалифицированных рабочих кадрах и отсутствием мотивации учащихся на выбор рабочих профессий, недостаточной информированностью учреждений общего среднего образования в потребностях региона в рабочих кадрах, завышенным уровнем притязаний учащихся и их законных представителей в профессиональном самоопределении.
Это подтверждается данными статистических материалов, аналитическими материалами вступительной кампании последних лет в профессионально- технические учреждения образования региона, информацией центров занятости о потребностях региона в специалистах рабочих специальностей, а также нормативными документами (Кодекс об образовании, Программа непрерывного воспитания детей и молодежи и т.д.).
Решение данной проблемы определяется потребностями региона в специалистах рабочих специальностей, возможностями педагогических коллективов учреждений общего среднего и профессионально-технического образования в решении данной проблемы.
Данный проект помогает ответить на следующие вопросы:
- ЧТО (делать)? – оказывать помощь учащимся в выборе жизненного и профессионального пути (самопознание, профессиональное самоопределение).
- ГДЕ? - в учреждении образования.
- КОГДА? – в процессе образования.
Ведущая идея проекта заключается в следующем: ориентация учащихся на выбор рабочих специальностей с учетом потребностей региона посредством сетевого взаимодействия учреждений общего среднего образования, профессионально - технического образования и регионального центра занятости.
Цель: создание условий для повышения уровня осознанного выбора рабочих специальностей выпускниками II ступени общего среднего образования путем внедрения модели сетевого взаимодействия учреждений образования региона.
Задачи:
1. Создать условия для внедрения модели сетевого взаимодействия в течение 2014 – 2017 годов.
2. Организовать образовательный процесс по данной модели в 7 – 9 классах.
3. Разработать и реализовать план повышения квалификации участников инновационной деятельности.
4. Разработать привлекательные формы и методы по профориентации обучающихся.
5.Создать информационный центр «Я б в профессию пошёл».
6. Разработать инструментарий для диагностики и мониторинга хода и результатов инновационной деятельности.
7. Обобщить результаты проекта и обеспечить трансляцию положительного опыта в учреждениях образования региона.
Срок реализации проекта: (сентябрь 2014 года - май 2017 года)
Подготовительный этап (сентябрь 2014 г. – декабрь 2014 г.)
№ |
Мероприятия |
Ответственные |
Сроки |
1. |
Самоопределение учреждения образования на инновационную деятельность. |
Администрация |
Сентябрь-октябрь 2014 |
2. |
Оценка необходимого потенциала и ресурсов для осуществления инновационной деятельности. |
Администрация |
Сентябрь-октябрь 2014 |
3. |
Изучение литературы по теме инновационного проекта. |
Администрация |
Сентябрь-октябрь 2014 |
4. |
Подготовка плана реализации проекта. |
Администрация |
Сентябрь-октябрь 2014 |
5. |
Создание творческой группы по реализации проекта. |
Администрация |
Сентябрь-октябрь 2014 |
6. |
Проведение обучающих семинаров для участников инновационного проекта. |
Администрация, психолог |
Сентябрь-октябрь 2014 |
7. |
Определение методик диагностики и мониторинга хода инновационного проекта. |
Психолог |
Октябрь 2014 |
8. |
Анализ статистических данных по профессиональной ориентации и рынку рабочих профессий. |
Зам.директора по воспитательной работе |
Ноябрь 2014 |
9. |
Анализ выбора рабочих специальностей выпускниками II ступени общего среднего образования. |
Зам.директора по воспитательной работе |
Декабрь 2014 |
10. |
Проведение опросов учащихся и их законных представителей на определение степени заинтересованности в получении рабочих профессий. |
Психолог |
Декабрь 2014 |
Диагностический этап (январь – май 2015 г.)
№ |
Мероприятия |
Ответственные |
Сроки |
1. |
Презентация результатов опроса учащихся и их законных представителей на определение степени заинтересованности в получении рабочих профессий, для участников инновационного проекта. Рекомендации. |
Психолог |
Январь 2014 |
2. |
Включение в деятельность самопознания, актуализация, размышление учеников и родителей по поводу выбора профессии. |
Классные |
Январь 2014 |
3. |
Коррекция планов воспитательной и идеологической работы 7-9 классов. |
Классные |
Январь 2015 |
4. |
Диагностика готовности мотивации педагогов к инновационной деятельности. |
Психолог |
Февраль 2015 |
5. |
Создание копилки методических идей. Подготовка выставки методической литературы. |
Классные руководители. Руководители ОЦ. Зам.директора по воспитательной работе |
Март - апрель2015 |
6. |
Разработка программы взаимодействия между ГУО «Средняя школа №2 г.Дубровно» и ГУО «Дубровенский профессиональный лицей». |
Зам.директора по воспитательной работе |
Март 2015 |
7. |
Диагностика уровней личностного развития, состояния здоровья и готовности учащихся к выбору профессии. |
Психолог |
Апрель 2015 |
8. |
Диагностика степени включенности законных представителей учащихся в образовательный процесс. |
Психолог |
Май 2015 |
9. |
Проведение родительских собраний по информированию о ведении инновационной деятельности в учреждении образования. |
Зам.директора по воспитательной работе |
Май 2015 |
10. |
Подготовка промежуточных отчётов и материалов по итогам инновационной деятельности. |
Все участники инновационного проекта |
Май-июнь 2015 |
11. |
Создание и планирование работы информационного центра «Я б в профессию пошёл». |
Педагог- организатор |
Май-июнь 2015 |
Практический этап (сентябрь 2015 г. – март 2017 г.)
№ |
Мероприятия |
Ответственные |
Сроки |
1. |
Анализ выбора рабочих специальностей выпускниками II ступени общего среднего образования. |
Зам.директора по воспитательной работе |
Август 2015 |
2. |
Планирование воспитательной и идеологической работы в 8-9 классах согласно теме проекта. |
Классные руководители |
Август- сентябрь 2015 |
3. |
Планирование и проведение семинаров для педагогов – участников инновационной деятельности. |
Психолог |
Август- сентябрь 2015 |
4. |
Создание информационного центра «Я б в профессию пошёл». |
Педагог- организатор |
Сентябрь 2015 |
5. |
Проведение родительских собраний по информированию о ведении инновационной деятельности в учреждении образования. |
Зам.директора по воспитательной работе |
Октябрь 2015 |
6. |
Осуществление психолого–педагогического сопровождения участников инновационной деятельности. |
Психолог |
сентябрь 2015 – март 2017 |
7. |
Разработка программ взаимодействия между ГУО «Средняя школа №2 г.Дубровно» и учреждениями профессионально-технического образования Оршанского района. |
Зам.директора по воспитательной работе |
Октябрь 2015 |
8. |
Деятельность информационного центра «Я б в профессию пошёл» (выступление лекторских групп, кинолектории) |
Педагог- организатор |
сентябрь 2015 – март 2017 |
9. |
Развитие и совершенствование сотрудничества с учреждениями профессионально- технического образования и региональным центром занятости. |
Зам. директора по воспитательной работе |
сентябрь 2015 – март 2017 |
10. |
Проведение дней открытых дверей в учреждениях профессионально – технического образования. |
Зам.директора по воспитательной работе |
сентябрь 2015 – март 2017 |
11. |
Проведение экскурсий на предприятия и в учреждения профессионально – технического образования. |
Зам.директора по воспитательной работе |
сентябрь 2015 – март 2017 |
12. |
Проведение семинаров – практикумов для педагогов учреждения образования. |
Зам.директора по основной деятельности, психолог |
Ноябрь 2015 |
13. |
Организация учёбы и просвещения законных представителей учащихся по вопросам профориентации. |
Зам.директора по основной деятельности, психолог |
Ноябрь 2015 |
14. |
Проведение тренингов, консультаций, консилиумов, конференций, виртуальных конференций для участников образовательного процесса. |
Психолог |
сентябрь 2015 – март 2017 |
15. |
Отслеживание промежуточных результатов инновационного проекта. |
Все участники инновационного проекта |
сентябрь 2015 – март 2017 |
Обобщающий этап (март – май 2017 г.)
№ |
Мероприятия |
Ответственные |
Сроки |
1. |
Проведение итоговой диагностики. Анализ и презентация результатов. |
Психолог |
Апрель 2017 |
2. |
Рефлексия цикла профориентационных занятий |
Классные руководители, психолог |
Апрель 2017 |
3. |
Анализ итогов инновационной деятельности. |
Все участники инновационного проекта |
Март-май 2017 |
4. |
Подготовка отчёта и материалов по итогам инновационной деятельности. |
Все участники инновационного проекта |
Март-май 2017 |
5. |
Презентация подготовленного опыта. |
Заместитель директора по воспитательной работе |
Май 2017 |
6. |
Оформление программы по сетевому взаимодействию. |
Заместитель директора по воспитательной работе |
Май 2017 |
7. |
Разработка методических рекомендаций. |
Заместитель директора по воспитательной работе |
Май 2017 |
Кадровое обеспечение
№ |
Фамилия, имя, отчество педагога |
Занимаемая должность |
1. |
Криштопова Лариса Леонидовна |
И.О. директора школы |
2. |
Ветошкина Светлана Станиславовна |
Зам.директора по основной деятельности |
3. |
Титенкова Ирина Васильевна |
Зам.директора по воспитательной работе |
4. |
Субботина Виктория Сергеевна |
Педагог-организатор |
5. |
Семёнова Анна Николаевна |
Психолог |
6. |
Трутко Ольга Леонидовна |
Классный руководитель |
7. |
Максимова Виктория Олеговна |
Классный руководитель |
8. |
Аникеева Наталья Леонидовна |
Классный руководитель |
9. |
Новикова Ольга Алексеевна |
Классный руководитель |
10. |
Соколова Ирина Владимировна |
Классный руководитель |
11. |
Кунец Елена Васильевна |
Классный руководитель |
Критерии и показатели:
- Готовность учащихся 2 ступени к продолжению образовательного обучения в учреждениях профессионально- технического профиля.
- Положительная динамика учащихся, поступивших в учреждения профессионально- технического образования.
- Положительная динамика уровня социализации учащихся.
- Повышение методического уровня и профессионального мастерства педагогов.
- Положительная динамика удовлетворенности педагогов своей деятельностью.
- Создание профессиональной среды для обмена опытом.
- Удовлетворение учащихся и их родителей уровнем подготовки к профессиональному самоопределению.
- Рост удовлетворенности учащихся жизнью и деятельностью в школе.
- Удовлетворение образовательных запросов законных представителей посредством факультативного курса «Мое профессиональное будущее».
- Эффективность системы управленческой деятельности: психологический микроклим ат в коллективе; качество стратегической и тактической документации; делегирование управленческих полномочий членам педагогического коллектива.
Ожидаемый результат:
1. Установление тесного контакта между учреждениями общего среднего и профессионально- технического образования.
2. Обеспечение устойчивого функционирования психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса.
3. Положительная динамика самоопределения учащихся на рабочие специальности.
4. Создание банка методических разработок по теме инновационного проекта.
5. Успешная социализация выпускников II ступени.
Пути реализации:
- Теоретическая подготовка участников реализации проекта.
- Изучение статистических данных и аналитических материалов по потребностям региона в рабочих специальностях.
- Совершенствование методов изучения личностного развития учащихся и педагогов по вопросам профориентации.
- Создание условий обучения учащихся по данной модели.
- Подготовка рекомендаций по внедрению данной модели в практику работы.
База инновационной деятельности:
- Образовательный процесс в 7 – 9 классах учреждения общего образования.
- Учреждения профессионально- технического образования.
- Районный центр занятости.
Список литературы
1. Авсеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности.- М.: Мысль, 1976. - 158
2. Айзенберг А.Я. Самообразование: История, теория и современные проблемы: Учеб. пособие для вузов.- М.: Высш. шк., 1986.- 126
3. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. - М.: Просвещение, 1996. - 9
4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов - н /Д: Из-во «Феникс», 2000. - 512
5. Косононов В. Выбор жизненного пути // Классное руководство и воспитание школьников. Газета Издат. дома «Первое сентября». 2010. № 10. С. 27-29.
6. Пушкина О. В. Профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения
7. Борисов Е.М., Логинов Г.П. Индивидуальность и профессия. М.: Знание, 1991.-79
8. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура М.: Менеджер-Роспедагентство, 1994. - 60
9. Воеводская Г.К. Непрерывное образование: Проблемы и перспективы. -М.: Мол. гвардия, 1978. 81
10. Гершунсий Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория. Методология. Практика: Учебное пособие. М.: Флинте; Наука, 2003. - 768
11. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Изд-во Наука-выдумка, 1998. - 144
12. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе. М.: 1989. - С. 102-110.
13. Киселев C.B. Социальная адаптация как фактор жизнедеятельности личности // Научно-техническая революция и социальная психология. -М.: Наука, 1981. С.86-88.
14. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994. - 240
15. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1984. - 160 с.173
16. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: «Школа-Пресс», 1996. -302
17. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996. - 512
18. Копытов А.Д., Пальянов М.П., Редлих С.М. и др. Современные тенденции развития .профессионального образования: Коллективная монография / Под общ. ред. А.Д. Копытова. Томск: Томский ЦНТИ, 2009. - 303
19. Костелов B.C. В мире человеческих ценностей / Под ред. Ю.С. Коробко-ва. М.: Изд-во МЭИ, 1997. - 73
20. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992. - 18
21. Лихачев Б.Т. Философия образования. М.: Прометей, 1995. - 282
22. Майорова Э.Р. Формирование среды личностно-ориентированного образовательного взаимодействия как необходимое условие его эффективности.-М., 1998.- 167
23. Максимов А.Н. Философия ценностей. -М.: Высшая школа, 1997. -174
24. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. - 64
25. Масюкова. H.A. Проектирование в образовании. Минск, 1999. - 194