Профильное обучение – это система организации образовательного процесса на основе дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющая наряду с получением учащимися качественного общего среднего образования обеспечить соответствующие условия для успешного профессионального самоопределения и полноценной социализации с учетом их способностей, склонностей и интересов.
Профильное обучение направлено на реализацию следующих целей:
- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
На базе учреждения образования в 2022/2023 учебном году организовано:
в VII «Б» классе – изучение на повышенном уровне учебного предмета «Иностранный язык (английский)» в количестве 4 учебных часов в неделю;
в IX классах – изучение на повышенном уровне учебного предмета «Иностранный язык (английский)» в количестве 4 учебных часов в неделю (типовой учебный план средней школы);
в IX классе – изучение на повышенном уровне учебного предмета «Математика» в количестве 5 учебных часов в неделю;
в X классе – изучение на повышенном уровне учебного предмета «Русский язык» в количестве 3 учебных часа в неделю, учебного предмета «Математика» в количестве 6 учебных часов в неделю.
В учреждении на базе XI класса функционирует профильная группа аграрной направленности, с изучением на повышенном уровне группой учащихся учебного предмета «Химия» в количестве 4 учебных часа в неделю и учебного предмета «Биология» в количестве 4 учебных часов в неделю, изучение на повышенном уровне группой учащихся учебного предмета «Математика» в количестве 6 учебных часов в неделю, учебного предмета «Физика» в количестве 4 учебных часов в неделю (типовой учебный план средней школы).
Во исполнение приказа Министра образования Республики Беларусь от 22.03.2021 № 188 «Об организации образовательного процесса по трудовому обучению по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) в X-XI (XII) классах учреждений общего среднего и специального образования», в соответствии с инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Об организации профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего и специального образования на III ступени общего среднего образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение», утвержденным заместителем министра образования Республики Беларусь 09.07.2021, и приказом отдела по образованию Дубровенского райисполкома от 31.08.2021 № 182-ОД «Об организации образовательного процесса по трудовому обучению по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) в X-XI классах учреждений общего среднего образования в 2022/2023 учебном году» и на основе договоров о профессиональной подготовке рабочего (служащего) на платной основе на базе учреждения образования «Дубровенский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства» в субботу организован образовательный процесс по трудовому обучению по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих):
для 6 учащихся XI класса, изучающих все предметы на базовом уровне, с учетом их запросов (4 учащихся (девочки) и 2 учащихся (мальчики) по профессии «Оператор электронно-вычислительных машин (персональных электронно-вычислительных машин)» IV разряда.
Агроклассы – это комплексное обучение учащихся выпускных классов учреждений общего среднего образования по специально созданному факультативному курсу «Введение в аграрные профессии» с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне.<o:p></o:p>
Задачи курса:<o:p></o:p>
Изучение старшеклассниками азов растениеводства и животноводства, устройства сельскохозяйственной техники, основ организации производства и переработки сельскохозяйственной продукции, эффективности аграрного производства, перспектив профессионального аграрного образования.<o:p></o:p>
Перспектива:<o:p></o:p>
Поступление в высшие учебные заведения Республики Беларусь на аграрные специальности на льготных условиях.<o:p></o:p>
Правда, по результатам собеседования стать студентом можно только при соблюдении определенных условий. Во-первых, выпускник должен отучиться именно в классе аграрной направленности. Во-вторых, отметки в аттестате по профильным предметам не ниже семи (для аграрных специальностей по химии и биологии, для инженерных — по физике и математике). В-третьих, иметь целевое направление из хозяйства, куда пойдет по окончании вуза, уже будучи молодым специалистом. Именно последний пункт позволит исключить случаи, когда идут в аграрные вузы ради диплома.<o:p></o:p>
Проведение факультативных занятий «Введение в аграрные профессии» в 10-11 классах учреждений общего среднего образования регламентировано Постановлением совместного заседания коллегий Министерства образования Республики Беларусь и Министерства сельского хозяйства Республики Беларусь от 20 декабря 2017 года №17.9/39.<o:p></o:p>
Важными элементами учебного процесса являются экскурсионно-познавательные занятия в передовых сельскохозяйственных предприятиях республики, научно-практических центрах, лабораториях, экспериментальных хозяйствах, исследовательских институтах и опытных станциях.<o:p></o:p>
С целью повышения понимания школьниками и их родителями перспективности аграрного образования, разрушения устоявшегося стереотипа о тяжелом ручном труде с применением устаревших техники и технологий в агропромышленном комплексе, популяризации сельскохозяйственных специальностей университет проводит постоянную работу с педагогами и учащимися агроклассов.