Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Летопись школы

Дата: 22 февраля 2017 в 15:54, Обновлено 14 января 2018 в 17:19
Автор: Шкляр Л. П.

ЛЕТОПИСЬ ШКОЛЫ

Государственное  учреждение образования «Средняя школа № 2 г. Дубровно» начала своё существование в 1934 году.  Дубровенская  русская школа  была расположена на  улице  Первомайская в небольшом  деревянном здании, где был открыт один  первый класс.  Первой учительницей была  Ева Марковна Халфи.  С каждым годом школа росла, увеличивалось  количество классов  и учащихся в них. В 1938  году в  школе было уже пять классов.  Директором школы был Госданкер  Михаил  Герасимович – учитель математики. Первый выпуск состоялся в 1941 году в составе 9 человек.  Шефствовала над школой Дубровенская швейная фабрика.  Во время Великой Отечественной войны школу сожгли. 

<article>

После войны  школа находилась по Витебскому переулку,  дом  № 7 и № 10. Директором школы была назначена  Александра  Ивановна  Мисюра.  В 1946 году  директором школы  был Михаил Григорьевич Горошко. С  1947 года  директором школы  был   Александр  Григорьевич  Шабуня.

В соответствии с архивными документами школа называлась Дубровенская русская семилетняя школа. Следовательно, согласно  архивных документов Исполком Витебского  Облсовета  депутатов трудящихся от 30 ноября 1948 года утвердил решение  «В виду отсутствия в  Дубровенском   районе  средней  русской школы  и желания ряда родителей и учащихся, оканчивающих русскую семилетнюю школу, продолжить  дальнейшее образование, исполком Витебского облсовета  депутатов трудящихся -  решил:  

  1. Утвердить решение Дубровенского  райисполкома  об открытии   8 –го класса при семилетней русской Дубровенской школе,  преобразовав её в среднюю русскую школу.
  2. Просить  Совет  Министров  БССР  утвердить  настоящее  решение  об открытии  Дубровенской  русской  средней школы в Дубровенском районе. 

Так в 1948 году в школе  открылся   8 – й класс. А в 1951 году уже состоялся  первый  выпуск  10 – го  класса,  в составе 6 учеников, среди которых  была  и завуч школы  Тамила  Александровна Швыдрик.  Так с 1950 года в школе было 16 классов:  начальное звено – 8, среднее – 5, старшее – 3, в них обучалось 381 учащийся. До конца 50 х годов количество учащихся не изменялось.

С 1959 – 1978 год  директором школы  работал    Лопаньков   Анатолий Григорьевич. Школа находилась в здании бывшего костёла бернардинцев, по адресу: улица Оршанская, дом 11. В школе  было  8 комплектов  1- 4 классов, в них обучалось 240 учащихся,  6 комплектов  5 – 7 классов, в них обучалось 228 учащихся, 5 комплектов  8 -10 классов, в них обучалось 121 учащийся.  Количество учащихся по школе  составило  589  учащихся  по  данным   отчёта  Дубровенской средней школы №2  на январь  1963 года.  Количество учащихся увеличилось за счёт того, что многие выпускники Дубровенской восьмилетней  школы  изъявили желание продолжить обучение  в  Дубровенской  русской средней школе  № 2.     

Из протоколов  Районо  этих лет  следует:  «Задачи педагогических коллективов состоят в том, чтобы учащиеся, подлежащие всеобучу, явились  в школу – 1 сентября 1966 года и на протяжении учебного года  не допустить отсева из школы. Надо шире развернуть  пропаганду среди родителей и населения о важности  получения образования в современных условиях.  В каждой школе должен быть конкретный план работы по выполнению закона о всеобуче. В решении этого вопроса необходимо опираться на партийные, советские, профсоюзные, комсомольские организации и общественность». 

В  эти годы  педагогическим коллективом  школы приложены все усилия, которые  были   направлены на решение проблемы соединения обучения и воспитания в единый педагогический процесс, ликвидации  второгодничества, улучшения качества знаний учащихся, творческое применение передового педагогического опыта. Работа школы  в целом и каждого учителя в  отдельности  стала   более творческой, целенаправленной.  Педагогический коллектив  Дубровенской СШ №2  добился значительных успехов  в обучении и воспитании подрастающего поколения.   

Из протоколов Районо  следует:  « Лучших результатов добились педагогические коллективы Зарубской СШ,  директор  Пашинский А.К., зам. директора Толстиков А.Г.,  где из 554 учащихся оставлены на повторный курс  8 учащихся, даны работы на осень 16 учащимся;  Дубровенской  СШ №1, директор Тимченко Ф.Я., зам. директора Сапежинская Л.И., где  из 636 учащихся  оставлено  на повторный курс 10 учащихся и даны  работы на осень 17 учащимся, из них 3 учащихся  оставлены на  повторный курс обучения;  Дубровенской  СШ №2, директор   Лопаньков  А.Г., зам. директора   Дубова П.Л., где из  653 учащихся оставлено  на повторный  курс 17 учащихся и 9 учащимся даны работы на осень, из них 2 оставлены на повторный курс обучения. Повысилось качество знаний учащихся. Лучших результатов добились преподаватели химии, физики, географии, биологии, истории и обществоведения. Так в Дубровенской СШ №2  каждый третий учащийся успевает на  «4» и «5».   Это  результат  большого  творческого  труда педагогического коллектива, который учебные занятия проводит на высоком научно – теоретическом и методическом уровне.               

Учителя школы   Загорельская А.А., Силина М.И., Супранович А.А.,  Симонов А.Е.  при объяснении нового материала связывают его с окружающей жизнью, с жизненным опытом детей, с новейшими достижениями науки, техники, искусства, работают над развитием у школьников логического мышления, прививают им прочные вычислительные, измерительные, графические и другие навыки. Большое внимание обращают на правильную организацию самостоятельной работы учащихся, стараются систематически развивать их познавательную активность, прививать им интерес и любовь к знаниям, учению, используя для этого  уроки и внеурочное  воспитательно – образовательное занятие. Основательно организуют непрерывное повторение учебного  материала, заранее готовят учащихся к изучению очередных тем и вопросов, т.е. обеспечивают перспективность преподавания, ведут с учащимися индивидуальную работу. Продуманно велась работа по военно – патриотическому воспитанию: проведены встречи учащихся с узницей лагеря смерти «Равенсбрюк» Васьковской с беседой «Этого нельзя забыть», с  ветераном  Отечественной войны, капитаном 1 ранга запаса т. Романовым, который рассказал учащимся об обороне Ленинграда. Интересно прошел  «Огонёк» выпускников, посвящённый выбору профессий, на который были приглашены  учителя города, врачи, руководители сельского хозяйства, строители, офицеры Советской Армии и другие категории работников. С учащимися 6 – 8 классов проведена в роще Луговцы военизированная игра под руководством учителя офицера запаса И.П. Набздорова. Разнообразную внеклассную работу по коммунистическому воспитанию школьников проводили  такие классные  руководители    как:    Симонов А.Е., Дубенкова В.А., Чепелова З.Я.  

«Одним из обязательных условий успешного разрешения задач, стоящих перед школой по физическому воспитанию детей, является создание хорошей учебно – спортивной базы, позволяющей качественно проводить  уроки и внеклассные спортивно – массовые мероприятия по физической культуре.  Школы  района  имеют спортивные площадки, две  школы - спортивные тиры, 5 школ – спортивные залы,  17 футбольных  полей. Несколько улучшилось эстетическое и физическое воспитание учащихся. Проведена  районная  спартакиада школьников, в которой участвовали  команды  22 средних и восьмилетних  школ. Хорошую спортивную подготовку  показала команда Дубровенской СШ №2. В 1967 году район занял первые места по шахматам, легкой атлетике  и спортивной гимнастике на областной спартакиаде школьников и общее третье место в области. Команды гимнастов и легкоатлетов на 20 областной спартакиаде заняли первые места и получили переходящие кубки областного отдела народного образования. На спортивных зональных соревнованиях по шахматам команда в составе учащихся Дубровенской СШ№2  и  Дубровенской  СШ№1  и Осинторфской  СШ   заняла первое место и вышла в финал.  Неплохо поставлено физическое воспитание в школах города (преподаватели  т. Пехов, Шурпаков, Чикунов, Одесников В.А.). Следует отметить, что неплохо поставлено трудовое обучение и воспитание учащихся Дубровенской СШ №2,  учитель  Морфенок А.К.» 

«В  это время несколько повысилось качество начального обучения. Из  3722 учащихся начальных классов  по району переведено в следующие классы 3620 учащихся, оставлено на второй год 37 учащихся, отложен перевод 25 учащихся.  Многие учителя начальных классов успешно решают основные задачи обучения и воспитания детей, дают им прочные основы чтения, письма, счёта, воспитывают у учащихся навыки самостоятельной работы и трудолюбия. Творчески, инициативно, используя эффективные методы обучения и воспитания детей работают следующие учителя:  Загорельская А.А., Буева Э.Ю. (Дубровенская СШ №2). Эти учителя дают учащимся глубокие и прочные знания, большинство их учащихся успевают на 4 и 5. Много сил, знаний, стараний отдают они делу обучения и воспитания детей, тщательно готовятся к каждому уроку, широко применяют наглядность в обучении, применяют различные методы и приёмы в работе, много внимания уделяют самостоятельным и творческим работам учащихся, развивающим их мышления. Вся организация учебно – педагогического процесса  у этих учителей подчинена эстетическому, военно – патриотическому, идейно – политическому, трудовому, физическому воспитанию, тому, чтобы дать глубокие и прочные знания учащимся , чтобы каждый урок, каждая экскурсия, беседа, практическое занятие были полноценными, расширяли кругозор учащихся, развивали способности, учили прекрасному. Высокая успеваемость учащихся этих учителей – результат не только учебный, но  и интересной и многогранной внеклассной воспитательной работы. Эти учителя постоянно работают над повышением своего идейно – политического, теоретического и методического уровня (проходят курсовую переподготовку, занимаются заочно)».                

 «Учителя  языковеды совершенствуют методику преподавания, шире используют технические средства, кино, больше внимания уделяют эстетическому, военно – патриотическому, идейно – политическому воспитанию учащихся, умело связывают материалы прошлого страны с современностью, используют материалы съездов КПСС, постановления партии и правительства. Улучшилась орфографическая грамотность учащихся, теоретические знания и практические навыки становятся наиболее прочными, больше внимания уделяется самостоятельным и творческим работам учащихся, шире используется межпредметная связь.  Интересно, творчески работают учителя – языковеды Лопаньков А.Г., Воронова  Р.В. (Дубровенская СШ№2).                                                                          

Преподаватели   истории, географии  и обществоведения  Силина М.И., Швыдрик Н.И.  привлекают учащихся к самостоятельной исследовательской краеведческой работе, проводят экскурсии в природу, наблюдения за погодой, развивают логическое мышление, практикуют проведение собеседований учащихся с лучшими рабочими совхоза, депутатами, руководителями предприятий и учреждений, участниками коллективизации и Великой Отечественной войны, запись их рассказов. Организуют вечера-встречи с ветеранами войны и труда, переписку с войнами-освободителями и их родственниками, розыски могил погибших воинов и изготовление обелисков для увековечения их памяти; проводят диспуты на темы марксистской философии, теории и практики построения коммунизма, организуют игры, конкурсы, КВН, демонстрируя кинофильмы и диафильмы с их последующим обсуждением, используют  кроссворды и викторины, организуют самостоятельную работу учащихся с таблицами, диаграммами, создают музеи и уголки В.И. Ленина. Названные выше учителя добились  100 % успеваемости по географии, истории и обществоведению. Их выпускники показали глубокие и прочные знания программного материала.  Преподаватели математики и физики шире связывают материал программы с жизнью, практикуют составление условий задач по заданным величинам и на местном материале, устный счёт, решение занимательных задач на смекалку, на развитие логического мышления и внимания, индивидуальные задания, небольшие самостоятельные и творческие работы.  Шире используют наглядность в обучении, применяют технические средства. При объяснении явлений и законов физики широко используют физический эксперимент, достижения современной науки  и техники, больше внимания уделяют лабораторным и практическим работам.                                          

Учителя математики и физики  Симонов А.Е., Байков Л.А.  добились неплохих результатов в знаниях учащихся». [арх.ф.678 оп.1 д.102 л.13,14]   «Примеры творческой работы показывает учитель математики Дубенкова В.А.,  учитель начальных классов  Жмакина А.И.»       

«Улучшилась практическая направленность  преподавания химии и биологии. Укрепилась связь с производством, шире использовался учебный материал для формирования коммунистического мировоззрения у учащихся, несколько улучшилась экспериментальная, опытническая работа. Больше внимания уделялось решению задач, особенно с производственным содержанием. Многие учителя шире использовали достижения науки и производства, материалы 23 съезда КПСС и пленумов ЦК КПСС. Улучшилась внеклассная работа.   Хорошей успеваемости  и прочных знаний у учащихся добилась,  учитель химии Дубровенской СШ№2  Пичева Е.В.   Некоторая работа проведена по перестройке преподавания иностранных языков в свете Постановления правительства и внедрения опыта работы учителей.    Учитель Ротманова Л.С. (Дубровенская СШ№2)  знает свой предмет, владеет методикой преподавания, широко использует наглядность, технические средства, газетный материал, просматривает и обсуждает кинофильмы на  немецком языке, оформляет уголки национальной дружбы, организовывает переписку учащихся с пионерами и комсомольцами ГДР. Знания учащихся этого учителя по иностранному языку вполне удовлетворительные».       

«В 1965 -1966  учебном году  Дубровенская средняя школа №2  работала с производственным обучением. Программный материал по производственному обучению  и труду пройден полностью по всем профессиям. Учителя производственного обучения тщательно готовились к урокам, использовали наглядные пособия, кино, добивались эффективности уроков, хорошо организовывали трудовое обучение в школьных мастерских, на учебно – опытном участке. Интересно, творчески работал преподаватель труда  Дубровенской  СШ№2  Морфенок А.К. . Большое  внимание  в школе  уделялось развитию технического мышления учащихся, воспитанию у них коммунистического отношения к труду и общей трудовой культуры. Учащиеся изготовили необходимые наглядные пособия по предметам, благоустраивали географические площадки, спортивные площадки, ремонтировали школьную мебель, огораживали пришкольный опытный участок.       

Улучшилась постановка физического воспитания в районе. На  областной спартакиаде школьников команда Дубровенского района заняла 3 –е место, а по шахматам, гимнастике, легкой атлетике – 1-ые места. Команды района завоевали 3 кубка и дипломы 1-ой степени.»  «На районном смотре художественной самодеятельности  Дубровенская  СШ№2  заняла первое место.                   

На протяжении учебного года в школе работали : кружок белорусского  языка и русской литературы (руководители Воронова, Демьянова), кружок русского языка (руководитель Супранович Л.А.), кружок математики (руководитель Симонов А.Е.), историко – краеведческий (руководитель Набздоров И.П.), географический (руководитель Силина М.И.), авиационный и кружок «умелые руки» (руководитель Лукашев П.М.), фотокружок (руководитель Трапков И.С.), юных кинолюбителей (руководитель Швыдрик Т.А.).   В предметных кружках заслушивались  отдельные доклады, готовились вечера, изготовлялись модели и наглядные пособия. Кружковой работой были охвачены почти все учащиеся».                    

«Работали  спортивные секции легкой атлетики, баскетбола, волейбола, стрелковый кружок. Интересно и содержательно проведены такие внеклассные мероприятия как первый и последний звонки. Вечер  встречи выпускников школы с  выпускниками предыдущих лет. Проводилось торжественное вручение паспортов совместно с работниками РДК и паспортного отдела милиции.  Учащиеся выезжали  с концертом  художественной самодеятельности в совхоз им. Юрия Смирнова (дер. Мордахи ). Здесь прочитан доклад о подвиге Веры Хоружей. Проведен  вечер  посвященный К.Крапиве  (8-9 классов), «Огонёк», посвящённый  дню  8 –го  Марта  учащимися  8 класса. Была  организована встреча учащихся 9 -11 классов с бывшим участником Великой Отечественной войны Тарасенко М.М., проведена с учащимися 6 – 8 классов  около леса  Луговцы военизированная  игра (руководитель игры офицер запаса, учитель  Набздоров И.П.)  и ряд других мероприятий.                         

«Учащиеся Дубровенской СШ№2  приняли активное участие в конкурсе  на  лучший читательский дневник. Итоги конкурса показали, что работа в школе  поставлена хорошо (семь призовых мест). Только один дневник из района (Кучкиной Елены из Дубровенской СШ№2 )  на областном конкурсе занял  первое место»                                                                    

В 60 –е  годы  учебные занятия  в школе  велись  в две  смены:  в первую смену  учились учащиеся 7-10 классов, всего 629 человек, а во вторую  смену учились учащиеся  6 младших классов, 188 человек. Согласно архивных данных,  все школы района  были электрифицированы, кинофицированы, имели магнитофоны, радиоприёмники, телевизоры, проигрыватели, эпидиаскопы, фильмоскопы. [арх.ф.678 оп.1 д.128 л.50]  Здание школы и её учебные кабинеты  не соответствовали осуществлению полноценного учебного процесса. Поэтому на январском совещании учителей района 1967 года было   принято постановление.  «Просить ОблОНО  и облисполком осуществить запланированное на 1967 год строительство Дубровенской СШ№2»

 В это время многие учителя  школы  прошли курсы  повышения квалификации  при  республиканском и областном  институтах усовершенствования. А также  учителя школы повышали своё образование путём заочной учёбы, Новикова Л.И. (Дубровенская СШ№2) 

«На  районном слёте юных опытников  лучших результатов  в постановке опытнической работы добилась  Дубровенская СШ№2,  второе место, руководитель Авраменко О.П.  В 1966 году  учащиеся  школы  и руководитель опытнической работы Авраменко О.П.  стали участниками Выставки Достижений Народного  Хозяйства  СССР  в  Москве»                                                

«О глубоких  и прочных знаниях учащихся свидетельствуют и результаты выпускных экзаменов в ряде  средних  школ.  Из  356 выпускников 10-х  классов 342 окончили среднюю школу, 14 получили работу на осень, 12 учащихся из 356 выпускников  окончили школу с золотыми и серебряными медалями.  В  Осинторфской СШ  1 золотая и 2 серебряные медали, ДубровенскойСШ№1 –  1 золотая и 3 серебряные, Дубровенской СШ№2 – 3 серебряные, Зарубской СШ -2 серебряные.   Хорошие  результаты показали учащиеся выпускных классов Дубровенской  СШ№1  и СШ№2. Из   48 учащихся 10 классов 36 сдали белорусскую литературу на «4» и «5» (учитель Воронова Р.В.),  химию (учитель Пичева О.В.)  29 учащихся сдали на «4» и «5».                                                                                                      

В районе работает большая группа учителей, которые являются мастерами педагогического дела.   Отличники народного образования  Ерёмина А.А., Пашинский А.К., Загорельская А.А. ;  награждённые грамотой  МП БССР  Симонова  С.К., Дедюро З.В., Пичева  Е.В., Воронова Р.В., Логунова Л.С., Супранович Л.А.  и многие другие.[арх.ф.678 оп.1 д.129 л.41]                                                                                   

С  благодарностью  выпускники школы вспоминают любимых преподавателей:    

  • Лопанькова  Анатолия Григорьевича;                                                                          
  • Лопанькову(Воронову) Римму  Васильевну;  
  •  Швыдрик  Николая Ивановича;                                                                                          
  • Швыдрик   Тамилу Александровну;                                                                     
  • Загорельскую  Александру Александровну;   
  • Буеву  Эрну Юльевну;
  • Самуйлова Лаврентия Афанасьевича;
  • Супранович Людмилу Александровну;                                                                                     
  • Чепелову  Зинаиду Яковлевну;
  • Арутюнову Екатерину Семёновну;                                                                                      
  • Силину  Марию Ивановну;
  • Асман Диню Михайловну;     
  • Симонова  Адама Егоровича;
  • Дубову Прасковью Лаврентьевну;                                  
  •  Гончарову(Дубенкову)ВеруАврамовну;
  • Серёгину Лидию Тимофеевну;         
  • Ротманову(Лагунову)Лидию Сергеевну;
  • Шмолякова Дмитрия Ивановича; 
  • Богданова Игната Михайловича;                                                                                            
  • Пичеву  Евдокию Васильевну;
  • Гусеву Галину Семёновну;                                                          

Благодаря творческому труду этих и многих других педагогов средняя  школа №2 г. Дубровно на протяжении многих лет славилась высоким уровнем учебно – воспитательного процесса, весомыми результатами в общественно – политической, научно – практической деятельности, выпустила из своих стен многих замечательных людей.                                                                              

Среди выпускников средней школы №2 г. Дубровно этого периода:   

  • Шумейко Н.В. –  доктор физико – математических наук;
  • Ковалевский  В.А. –  директор ПМК;
  • Сулимов М.П.- директор КПТ;                                                                            
  • Малова И.И. – врач ТМО;                                                                                
  • Лавренюк А.М. – зубной врач и другие.                                                                           

За десятилетия своего существования школа №2 г.Дубровно  подготовила к взрослой жизни тысячи молодых людей, воспитала несколько поколений дубровенцев. Мы по праву гордимся своей школой! И вот снова школьный звонок. Он объявляет об окончании ещё одного учебного года. Торжественная линейка на школьном стадионе. Белые передники, море цветов и добрые слова. Всё так же, как и сегодня… но много лет назад. Вот такими они были  школьные годы, чем – то похожие друг на друга, немного наивные, иногда одержимые. Школьная летопись рассказывает о победах и успехах. Но было, конечно, всякое: и разочарования, и неудачи, и потери. Но память намеренно обходит стороной неудачи, стремясь сохранить самое лучшее.                                                                                        

Я  закрываю школьную летопись и иду по школьным коридорам…

Как не похожа наша сегодняшняя школа на ту, что была 30 - 40 лет назад! Просторные светлые коридоры, большие классы с современным оборудованием. Да и мы, сегодняшние ученики, не похожи на своих сверстников, учившихся здесь в 40–е – 60–е годы. Боюсь, что мне никогда не понять их жизненной философии, неиссякаемого оптимизма и работоспособности. Сейчас мы живём в иное время, где существует своя шкала ценностей. И всё – таки мы – единое целое, мы – ученики своей школы. А она по прежнему вторая, не смотря на свой солидный возраст. И так же, как в былые времена, она находится в той же части города, откуда просматривается весь город. И жители нашего города почему-то упорно не хотят менять своих привычек. Объясняя друг другу расположение того или иного объекта, они по-прежнему говорят: «… возле старой второй школы». Хотя само здание школы  находится уже в другом месте.                                

Пройдёт ещё 10, 20, 30 лет, и новые ученики школы будут с таким же благоговением перелистывать страницы нынешней школьной летописи, рассматривать старые фотографии и вглядываться в наши лица, в лица учеников  2000 годов. И она станет для них историей, далёкой и непонятной. И также, как мы они будут задавать вопросы:  кто были те люди, о чём они думали, о чём мечтали, к чему стремились?  Из окна постаревшей, а потому кажущейся совсем маленькой школы, будут видны новые высотные микрорайоны…  А она  останется прежней. Потому что дух школы не умирает, он передаётся из поколения к поколению. Школа всегда будет своеобразным ориентиром, потому что она лучшая!

</article>
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.