Внимание! Конфликт!
Что следует помнить педагогу?
1. Конструктивное решение конфликтных ситуаций — необходимый элемент профессиональной педагогической подготовки учителя.
2. Всякие негуманные действия учителя вызывают противодействие.
3. Если ученик бросил вызов учителю, значит, у него есть на это причина.
4. Каждая конфликтная ситуация – острый сигнал о неблагополучии в развитии ребенка или целого коллектива.
5. Разумнее провести глубокое размышление при первых симптомах неблагополучия, чем начать это после серьезных проявлений конфликта.
6. Положительные находки в работе зачастую забываются, промахи же помнятся долго, иногда всю жизнь.
Конфликт легче предотвратить, чем разрешить!
Целесообразно соблюдать следующие правила педагогического общения:
1. Не следует за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
2. Необходимо тщательно готовиться к уроку, чтобы не допустить даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
3. Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.
4. Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
5. Хорошо организованная совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет.
6. Предупредительность и корректность поведения учителя снижа¬ет напряжение в общении.
Профилактика конфликтов в ученическом коллективе
Можно значительно уменьшить количество конфликтов в ученическом коллективе, если заниматься формированием межличностных отношений в классе, организацией общения детей.
Для этого педагогам необходимо:
- изучать и постоянно осуществлять контроль за формированием коллектива, выявлять лидеров, в том числе и негативных, постараться переориентировать их негативную направленность на позитивную;
- определить детей с низким статусом, обычно это слабые или просто «другие» дети, попытаться изменить их статус посредством создания для них «ситуации успеха»;
- организовать интересную, интенсивную деятельность, обеспечивающую занятость детей, эмоционально насыщенные формы взаимодействия;
- формировать нормы и традиции коллектива, в основе которых – забота, внимание друг к другу;
- организовать проведение игрового тренинга общения, способствующего формированию взаимопонимания, выработке принципов общения в детском коллективе, коррекции взаимоотношений между детьми.