Как подготовить руку к письму
ПАМЯТКА
Важным показателем готовности ребенка к школьному обучению является развитие мелкой моторики. Умение производить точные движения кистью и пальцами руки имеет большое значение для овладения письмом.
Существует много игр и упражнений для развития моторики.
- Срисовывания графических образцов (геометрических фигур и узоров разной сложности)
- Обведение по контуру геометрических фигур с последовательным расширением радиуса обводки (по внешнему контуру) или его сужением (обводка по внутреннему контуру).
- Вырезание по контуру фигур из бумаги (без отрыва ножниц от бумаги).
- Раскрашивание и штриховка.
- Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причем лепить можно не только из пластилина и глины. Если на дворе зима, – что может быть лучше снежной бабы или игры в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
- Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций. Ребенку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.
- Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.
- Конструирование.
- Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
- Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.
- Завинчивание и развинчивание крышек банок и пузырьков.
- Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, из семян тыквы и огурцов, мелких плодов.
- Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
- Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т.д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т.д. Научите Ваших детей всему, что умеете сами.
- Переборка круп. Насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребенка перебрать. Для будущих первоклассников это тоже весьма полезное занятие.
- Игры в мяч, с кубиками, мозаикой, резинкой.
- Игры типа «Зеркало»: зеркальное копирование поз и движения ведущего.
- Игры типа «Тир»: попадание в цель различными предметами: мечом, стрелами, кольцами и др.).
- Зеркальное рисование. На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, мы предлагаем ребенку рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные геометрические фигуры, рисунки, буквы, цифры. Рекомендуется при выполнении этого задания использовать музыку.
- Колечко. Поднимаем вверх ладошки обеих рук и начинаем перебирать пальцы на обеих руках, соединяя в кольцо с большим пальцем поочередно указательный, средний, безымянный и др. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими. Ведущий меняет темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его.
Можно использовать при этом текст стихотворения.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Пальцев дружная семья –
Друг без друга им нельзя.
- “Кулак – ребро – ладонь”. Ведущий показывает ребенку три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Сначала упражнение выполняется вместе с ведущим:
а) ладонью правой руки; б) ладонью левой руки; в) обеими ладонями одновременно.
При этом меняем темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его. Затем ребенок выполняет упражнение сам. Если у ребенка все получается, то при этом можно одновременно произносить веселые стихи.
Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее старый таз,
Длиннее был бы мой рассказ.
- “Пальчики шалят”. Ладошки плотно лежат на столе. Начиная с мизинца поднимаем по одному пальцу:
а) на правой руке; б) на левой руке; в) на обеих одновременно.
Меняем темп выполнения упражнения, то убыстряя его, то замедляя. В усложненном варианте добавляем игру “Путаница”:
а) просим: “Делаем то, что слышат наши ушки, а не то, что я показываю”, – при этом мы сидим рядом с ребенком и работаем вместе с ним;
б) даем установку: “Делаем то, что видят глазки, а не то, что слышат ушки”. В этом случае мы активизируем слуховое и зрительное внимание ребенка, работаем над формированием самоконтроля в деятельности.
- “Моторчик”. Пальцы сжимаем в кулак. Начинаем вращение кулаком и кистью:
а) правой руки; б) левой руки; в) обеими руками одновременно.
Сначала вправо, затем влево, при этом ведущий меняет темп выполнения. Для дошкольников рекомендуется при этом одновременное чтение веселых стихов. Например:
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
- “Веселые карандаши”. На стол выкладывается 5–10 карандашей. Собираем карандаши в кулак:а) правой рукой; б) левой рукой; в) обеими одновременно.
Затем по одному выкладываем карандаши на стол:
а) правой рукой; б) левой рукой; в) обеими руками одновременно.
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку:
- во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом,
- во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,
- и, в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.