Одарённый ребёнок в семье
Ю.З. Гильбух к важнейшим особенностям одаренных детей относит:
- необычно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности;
- быстроту и точность выполнения умственных операций, обусловленных устойчивостью внимания и оперативной памятью;
- сформированность навыков логического мышления;
- богатство активного словаря;
- быстроту и оригинальность вербальных ассоциаций;
- выраженную установку на творческое выполнение заданий;
- развитость творческого мышления и воображения, владение основными компонентами умения одаренных детей.
Одаренных детей отличает повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также в готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований взрослых, может выражаться в «запойном» чтении, создании домашнего зоосада или технопарка. Несчастный родитель озабочен сохранением здоровья маленького гения, сутками просиживающего за компьютером, взрывающего гремучие смеси или ныряющего в самодельном батискафе.
Эти ребята отдают предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, не принимают стандартных, типичных заданий и готовых ответов: «Если я уже понял задачу, то зачем решать еще одну такую же. Лучше взяться за то, что еще не проходили, за то, что еще не задавали».
Признаки явной одаренности связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Такой ребенок стремится завершить начатое дело. Он способен выполнить чертеж, нарисовать портрет, разработать алгоритм, вербально описать последовательность операций, сформулировать опорные идеи. Причем он не просто создает, а создает новое, меняет привычное. Ему свойственна высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные задачи, стремление к совершенству. Желание переделывать, шлифовать нередко вызывает непонимание, и даже раздражение окружающих: «Тебе что, больше всего надо?» Но ему действительно надо больше и лучше всех.
Однако одаренность может проявляться и антисоциально, например через провокации. Ребенок экспериментирует, проверяя на прочность окружающий мир, создавая порой опасные для жизни и здоровья условия. Среди таких детей бывают беспощадные разрушители игрушек. Но это не варварство, а путь познания. И тут уже задача родителя и учителя поддержать творческий импульс и направить его в позитивное русло.
Ученые отмечают, что психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, ее сопровождающие, но необязательно порождающие. Поэтому их наличие служит лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии. Точно так же и отсутствие названных ранее признаков не доказывает, что ребенок — бездарность. Не исключено, что его просто не заметили и не оценили.
В качестве одной из основных особенностей эмоциональной сферы одаренного ребенка является уязвимость. Причинами ее является сверхчувствительность, способность улавливать причинно-следственные связи, сочетающиеся с опережением в количестве и силе восприятия окружающих явлений и событий. Одаренные дети не только больше видят и тоньше чувствуют, они способны следить за несколькими явлениями сразу, тонко подмечая их сходства и различия. Способность улавливать то, что не замечено другими, в сочетании со свойственным им эгоцентризмом приводит к тому, что они все принимают на свой счет.
В общении одаренный ребенок легко приспосабливается к новой ситуации, в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе, имеет тенденцию руководить играми или занятиями других людей. Характерной особенностью также можно назвать то, что другие дети часто выбирают его в качестве партнера по играм или занятиям, часто обращаются к нему за советом и помощью. В общении со сверстниками одаренный ребенок часто проявляет инициативу, принимает на себя ответственность, выходящую за рамки его возраста.
Важно подчеркнуть следующее: поведение одаренного ребенка необязательно соответствует всем вышеперечисленным характеристикам одновременно. Поведенческие признаки одаренности вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависят от социального контекста. И все-таки даже наличие одного из них должно привлечь внимание специалиста и мотивировать его на проведение тщательного и длительного по времени индивидуального анализа, в чем родители не могут не быть кровно заинтересованы.
Поведенческие особенности одаренного ребенка
Таких детей трудно свернуть с выбранного пути. У них наличествуют специфические стратегии, способы деятельности, обеспечивающие ее особую, качественно своеобразную продуктивность.
Выделяют три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления: быстрое освоение и высокая успешность выполнения; использование и изобретение новых способов в условиях поиска решения в заданной ситуации; выдвижение новых целей за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление на первый взгляд неожиданных путей и решений.
Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности: новаторство, прорыв, означающий выход за пределы требований выполняемого. Здесь действует закон от обратного: чем сложнее и непонятнее, тем интереснее. Однако и два первых уровня могут подсказать родителям, что у их чада есть потенциал, который стоит развивать.
Для одаренных детей свойственен качественно своеобразный индивидуальный стиль, выражающийся в непослушании, склонности все делать по-своему и связанный с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции, индивидуализацией способов деятельности. Это нередко становится причиной конфликтов с окружающими, в том числе со взрослыми.
Подобные дети вообще ищут общения со старшими, полагая, что они более умные, знающие, опытные. И не дай бог им разочаровать маленького всезнайку и оказаться некомпетентными в каких-то вопросах. Трудно бывает найти общий язык и со сверстниками: с ними неинтересно. Чудо-чадо смотрит на своих ровесников либо презрительно, либо подозрительно, с опаской, выделяя себя из их среды, замыкаясь в одиночестве или в кругу избранных.
Примечательна высокая структурированность знаний одаренных детей, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области, способность практически мгновенно схватывать наиболее существенную деталь (факт) среди множества других сведений (впечатлений, образцов, понятий и т. д.), удивительно легко переходить от единичной детали к ее обобщению и развернутому контексту ее интерпретации. Иными словами, своеобразие способов деятельности такого ребенка проявляется в его умении в сложном видеть простое, а в простом — сложное.
У них особый тип обучаемости. Он может проявляться как в более высокой скорости и легкости обучения по сравнению с остальными (такие идут с опережением программы), так и наоборот, в замедленном темпе с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений (им требуется обогащение программы).
Очень важно помнить: одаренные дети всегда нестандартны, а значит, и относиться к ним следует по-особому, не торопясь укладывать их в прокрустово ложе нормы.
У части детей с резко повышенными интеллектуальными и художественно-эстетическими возможностями часто возникают проблемы общения, отсутствуют достаточно сформированные и эффективные навыки социального поведения.
Это может проявляться в излишней конфликтности и/или в своеобразной отчужденности одаренного ребенка от группы сверстников и приводит к тому, что одаренный ребенок начинает искать другие ниши для общения: общество более младших или, наоборот, значительно более старших детей или общается только со взрослыми и т.д.
Нередко у таких детей имеются проблемы в эмоциональном развитии. Так, в сложных ситуациях они проявляют явно инфантильную реакцию: например, критические замечания вызывают немедленные слезы, а любой неуспех приводит к отчаянию.
У многих особо одаренных детей заметны проблемы, связанные с их физическим развитием, некоторые из них явно избегают всего, что требует физических усилий, тяготятся уроками физкультуры.
Проблемы одаренного ребенка в семье
Проблема воспитания одаренных детей в семье не нова, но в настоящее время особо актуальна. Ребенок - продолжение родителей, их любовь, надежда. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был здоровым и счастливым, однако, ссылаясь на нехватку времени, не может заботиться о развитии ума и души ребенка. Матери, отцу, другим членам семьи нужно увидеть в каждом малыше личность, помочь ей сформироваться, развиться и совершенствоваться, распознать индивидуальность, оказать помощь в саморазвитии. Для развития творческих способностей развивающейся личности первостепенное значение имеет семейная среда.
Таким образом, развитие врожденных способностей ребенка, воспитание интеллектуально развитой личности начинается в семье. Создание в семье развивающей среды способствует раскрытию творческого потенциала одаренных детей. В микросоциуме нужны условия для развития способностей, то есть организация деятельности ребенка. Активному развитию творчества помогает включение одаренного ребенка в игровую, художественную, познавательно-практическую деятельность, а также экспериментирование в разных сферах.
Однако, эффективна лишь та система детско-родительских отношений, в которой выполняются следующие условия: признание безусловной ценности ребенка; создание обстановки его безусловного принятия, то есть ситуаций, в которых отсутствует внешнее оценивание; предоставление ребенку свободы выражения; креативность способна развиваться и реализовываться через проявление индивидуальности ребенка. У детей собственная судьба и будущее, зависящее, в первую очередь, от семьи и семейного воспитания.
Поэтому родителям необходимо увидеть в каждом ребенке личность, оказать помощь в саморазвитии, сделать все возможное, чтобы сформировать у детей желание жить, развить способности, помочь им совершенствоваться и состояться.
Воспитание одаренного ребенка в семье - сложный и тяжелый труд, так как такие дети обычно упрямы, самолюбивы и честолюбивы. У большинства детей высокая самооценка, поэтому родителям следует поощрять проявление самостоятельности, нестандартного мышления, преодолевать барьер зазнайства.
Одаренный ребенок в семье - ее гордость. Но часто одаренность ребенка остается незамеченной. Особенно, если это первый ребенок или если все дети одинаково талантливы. Одаренность - комплексная характеристика сферы способностей, включающая: качественно своеобразное сочетание способностей к выдающемуся исполнению какой-либо деятельности; интеграцию способностей, обуславливающую широту возможностей человека; умственный потенциал, целостную характеристику познавательных возможностей и способностей к учению; совокупность задатков, четко выраженных природных предпосылок способностей. Самые яркие проявления ребенка не служат достаточным залогом будущего таланта.
Признаки необычных способностей у ребенка неотделимы от возраста и во многом зависят от темпа созревания и возрастных изменений. Ранние проявления одаренности, независимо от того, что именно делает ребенок, обычно означают выдающиеся интеллектуальные способности. В этом случае отмечается быстрое развитие умственной одаренности и специальных способностей в области искусства и науки. Ребенок достигает успехов в каком-либо одном или нескольких видах деятельности, например, математике, музыке и др. Бывает, что одаренность ребенка не замечена в детском возрасте, а проявляется лишь в подростковом периоде. Часто под одаренностью понимается потенциал личности, характерные личностные свойства, которые при различных обстоятельствах могут остаться нереализованными.
Поэтому стремление к формированию и развитию качеств личности одаренного ребенка является одной из задач семейного воспитания. Так как одаренные дети проявляют повышенную активность в поиске новых знаний и ощущений, то родителям и другим членам семьи следует оказать им эту помощь, то есть способствовать их умственному и личностному развитию.
Если ребенок живет в атмосфере свободы и уверенности, он может реализовать свои возможности, получить нужную поддержку и мотивацию для дальнейшего развития. Дети, которые таким образом приходят к самосознанию, ищут новые способы, которые позволили бы им развить их личность и интеллект.
Хорошая система воспитания должна отвечать потребностям ребенка, развивать его потенциал и уменьшать его слабости. Это, в свою очередь, укрепляет и помогает ему самостоятельно преодолевать слабости.